Суббота, 18.05.2024, 22:05
Форум Друзей
Главная | RSS
[ Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Информационный раздел. » Интересные маршруты » На Анграский перевал (из книги "Крым. Маршруты выходного дня" А.С. Щеглова)

На Анграский перевал
aloxakrblmДата: Вторник, 20.01.2009, 11:48 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 43
Репутация: 0
Бог сайта и форума
Статус: Offline
Этот маршрут выходного дня особенно популярен у жителей областного центра. Добраться на Ангарский перевал не сложно: час езды на троллейбусе по хорошей дороге, проложенной в живописной долине реки Салгир, и вы на месте.

После первого десятка километров поплывут мимо окон троллейбуса домики с. Доброго – центральной усадьбы совхоза «Перевальный», плодородные земли которого раскинулись от пригородного села Лозового до Перевального.

Перевальное – последнее село перед Ангарским перевалом. За селом начинается постепенный подъем в горы. Крутые склоны, поросшие густым лесом, резко суживают долину, и она кое-где напоминает ущелье.

На перевале троллейбусы и автобусы обычно останавливаются, из них выходят люди с рюкзаками: летом и зимой он служит своего рода стартовой площадкой для многих маршрутов по горному Крыму.

Ангарский перевал (Ангар-Богаз) – это седловина между горными массивами Главной гряды Крымских гор: Чатырдагом на западе и Демерджи на востоке. Высота его – 752 м над уровнем моря. Свое имя перевал получил от названия речки Ангары – одного из притоков реки Салгир. Ангар-Богаз является низшей точкой водораздела между бассейнами этой речки и реки Демерджи, впадающей в Черное море.

Перевал слагают породы так называемой таврической серии. Это плотные аргиллиты, алевролиты, песчаники. Интересно, что более молодые породы верхнеюрского возраста, слагающие соседние горные массивы, в ряде мест опущены ниже отметок перевала. Значит, когда-то этот участок местности был поднят тектоническими движениями на значительную высоту.

В период раннего средневековья только вьючная тропа соединяла долину Салгира с побережьем. И проходила она много восточнее современной дороги, забираясь высоко в горы. В VI в. н. э. на Южном берегу Крыма были построены крепости в Горзувитах (Гурзуф) и Алустоне (Алушта), а перевалы и горные проходы защищены оборонительными сооружениями. Был укреплен и Ангарский перевал. Правда, следы каменных стен – остатки этих сооружений – найдены не на самом перевале, а в 5 км к северу от него, там, где речка Ангара принимает справа приток Курлюк-Су. Чуть ниже слияния этих двух потоков долина имела в то время каньонообразную форму – здесь Ангара пропилила один из отрогов Долгоруковского массива, сложенного плотными конгломератами и песчаниками. Небольшая по протяженности теснина была и остается единственным проходом к перевалу. Даже сейчас, после сооружения троллейбусной трассы, долина в этом месте остается сильно суженной. Река здесь подступает к самой дороге, а слева и справа вверх уходят крутые зелесенные склоны. В этой теснине и были воздвигнуты каменные стены, закрывавшие доступ к Ангар-Богазу и далее на побережье. Возможно, с этим ущельем и связано название речки Ангары, что в переводе с некоторых тюркских языков означает «ущелье, теснина, трещина в горах, ворота».

Много воды унесла Ангара в Салгир, прежде чем вьючная тропа преобразилась в колесную дорогу, которая мало чем отличалась от предшественницы. Проходили века, постепенно менялся облик дороги: из почтового тракта, пролегающего по сильно пересеченной местности, она превратилась в современную автодорогу. Один из этапов этой эволюции отмечен памятником. Обелиск высотой 12 м стоит сегодня на небольшой полянке, в шестистах метрах восточнее перевала. На обелиске укреплена доска, надпись на которой гласит, что он сооружен в честь строителей первой шоссейной дороги от Симферополя до Алушты. А проложили ее российские солдаты вторых батальонов Козловского и Нашенбургского пехотных полков под руководством военного инженера подполковника Шипилова. Известняковые плиты памятника покрыты многочисленными отметинами, оставленными временем. Здесь и царапины, и пулевые выбоины, и каверны выветривания, и автографы на разных языках – с 1846 г. В стороне среди деревьев и кустарников едва заметны фрагменты былой дороги с попадающимися столбиками ограждения (В 1860 г. из-за крутых подъемов дорога была немного отодвинута к западу и значительно расширена.).

В годы Советской власти, когда Южный берег стал интенсивно развиваться как всесоюзная здравница, потребовалась коренная перестройка старой дороги. За пять лет, с 1935 по 1940-й, дорога была полностью реконструирована и фактически построена заново, а полотно покрыто гудроном...

Во время Великой Отечественной войны крымские партизаны постоянно контролировали основную магистраль, связывающую Южный берег с внутренними районами полуострова, – дорогу, идущую через перевал. В горах гремели выстрелы и взрывы.

Боясь партизан, фашисты вырубили по обеим сторонам дороги лес на ширину 100–150 м, а на Ангарском перевале разместили крупный гарнизон. По шоссе постоянно разъезжал усиленный патруль, действовала система «конвоев» (одиночным машинам ездить запрещалось, комплектовались большие колонны). По все это мало помогало. Через дорогу осуществляли регулярную связь партизаны Южного и Северного соединений, расположенных соответственно западнее и восточное трассы, по пересекавшим ее тропам уносили раненых и больных к оборудованному в зуйском лесу аэродрому для отправки на Большую землю, перебрасывали доставленные на самолетах боеприпасы, продовольствие, медикаменты.

О тех суровых и героических днях напоминает памятник, установленный слева от дороги, на 3-м км троллейбусной трассы, если ехать на Ангарский перевал от с. Перевального. Идею подсказали сами партизаны скульптору Б. Ю. Усачеву и архитектору Л. П. Фруслову (автор эскиза – бывший партизан, художник Э. Грабовецкий). Монумент выполнен из большой глыбы диабаза в виде папахи, которую наискосок пересекает лента из красного гранита. Он так и называется – «Партизанская шапка».

Окончилась Великая Отечественная война, минуло первое послевоенное десятилетие. Дорога перестала справляться с потоком машин, скорости и грузоподъемность которых непрерывно увеличивались. К тому же большинство пассажиров с трудом выносило ее петлеобразные крутые повороты. Началось строительство новой трассы. В ходе ее сооружения был выполнен огромный объем работ: перемещено более 5 миллионов кубометров грунта, во многих местах установлены подпорные стены, построены мосты, срезано до трехсот крутых поворотов... В результате полотно дороги расширилось вдвое.

7 ноября 1959 г. по горной трассе прошел первый троллейбус.

Рядом с остановкой троллейбуса на перевале (за скульптурной группой) от трассы ответвляется дорога к турбазе «Ангарский перевал». Домики турбазы, окруженные соснами, взбегают на пригорок, с которого открывается вид на восточную вершину Чатырдага Ангар-Бурун. По ее отвесным стенам не раз совершали восхождения альпинисты - скалолазы.

Турбаза обслуживает одновременно до 200 туристов, работает с середины мая до конца сентября. Те, кто прибывает сюда с путевками, проводят несколько дней на турбазе, совершают экскурсию в Алушту и тренировочное восхождение на Эклизи-Бурун, а затем отправляются в многодневный поход по юго-восточному Крыму. Принимает база и самодеятельных туристов. Для них выделено специальное место, где можно разбить палатку, на пункте проката они могут получить нужное снаряжение.

За последние десять-пятнадцать лет перевал приобрел широкую известность как база зимнего отдыха крымчан. В выходные дни здесь собираются несколько тысяч человек.

...Хорошо на Ангарском перевале в ясный зимний день. Звенит на морозе лес. Заснеженный Ангар-Бурун гигантским копьем нацелился в синее небо. Воздух сух, чист, нет в нем гнетущей городской сырости. Пройдитесь на лыжах по хрустящему насту – и на всю рабочую неделю останется у вас приподнятое, праздничное настроение. Если лыж нет, возьмите на пункте проката. Нет их там – не беда, берите санки. Многие привозят санки с собой. Не так давно энтузиасты-горнолыжники оборудовали недалеко от перевала горнолыжную трассу и соорудили небольшой буксировочный подъемник. Кроме лыжных, есть на перевале и санные трассы.

Лыжи в Крыму стали обычным явлением, хотя еще сравнительно недавно появление туриста с лыжами на улицах крымских городов вызывало у прохожих улыбку. Оказывается, для встречи с зимой не надо спешить на Кавказ и Карпаты: на перевале снег лежит два-три месяца. В празднике «Крымская зима», который проводится ежегодно, участвуют до десяти тысяч человек.

От перевала разбегаются многие туристские тропы. Отсюда можно двинуться на восток, к вершине Демерджи, и дальше – на Долгоруковскую яйлу и нагорье Караби. Вдоль восточного склона Чатырдага можно пройти в Тисовое ущелье, а затем, через нижнее плато, в Краснолесье. Путешествия эти интересны в любое время года.

Весьма популярен маршрут вдоль южного склона Чатырдага на его вершины Эклизи-Бурун и Ангар-Бурун. Чтобы совершить это восхождение, надо от турбазы мимо домика контрольно-спасательной службы (он остается справа) пройти к метеостанции. За ней развилка с указателем: стрелка налево – Кутузовское озеро, направо – Тисовое ущелье. Горноспасательная служба позаботилась о туристах, расставив на лесных тропах указатели до Кутузовского озера.

Дорога углубляется в лес, преодолевает подъемы, проходит через широкую просеку с высоковольтной линией, оставляя справа тропу к Буковой поляне. За просекой лес становится гуще и деревья повыше. Наконец дорога пересекает ручей и выводит на обширную поляну с Кутузовским озером. Зимой оно сковано льдом и запорошено снегом, так что с трудом можно различить его плоскую чашу. Зато весной разливается, превращаясь в довольно большой водоем, по берегам которого разбивают палатки туристы. В конце лета и осенью – это небольшой пруд на дне котловины.

От озера можно подняться к Буковой поляне. К ней ведет тропа с указателем, что установлен сразу за водоемом.

Один из самых удобных маршрутов к вершинам Чатырдага начинается чуть выше Кутузовского озера, у родника, к которому сбегаются веером все тропы. Наберите здесь воды: на верхнем плато ее нет. Спокойный подъем занимает не более двух часов. Тропы здесь исхоженные, плотно сбитые, они хорошо выделяются на зеленых полянах и под деревьями.

Поднявшись на плато, сразу же почувствуете прохладу – сказывается высота. На скальном гребне сложен каменный тур. Отсюда далеко на юге видно с. Изобильное, правее – речка с зелеными садами на берегах. За вторым туром подъем кончается. Вы на верхнем плато Чатырдага. Каменные пирамиды здесь внушительны: каждый турист обычно кладет в них «свой» камень.

От туров лучше идти не по приметной тропе, что ведет на Эклизи-Бурун, а свернуть к Ангар-Буруну; до него не более полутора километров. На фоне плато он не выделяется так четко, как его собрат Эклизи; видимо, поэтому он не очень популярен у туристов, хотя с него открывается не менее живописный вид на долину Ангары, Ангарский перевал, гору Демерджи.

Если же двигаться от Кутузовского озера к западу, вдоль южного склона Чатырдага, то, пройдя несколько километров по лесистой дороге, попадаете на поляну с источником Саурган. Отсюда тоже можно совершить подъем на верхнее плато. Этот маршрут подробно описан в следующем разделе.

Форум » Информационный раздел. » Интересные маршруты » На Анграский перевал (из книги "Крым. Маршруты выходного дня" А.С. Щеглова)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форум Друзей; 2024
X